kimss (kimss) wrote,
kimss
kimss

Categories:

Слово на Рождество Христово.

Неизвестный автор. Слово на Рождество Христово. (PLS II, 188-193)

И положила Его в хлеву, так как не нашлось для них места в гостинице. Положила Его Матерь; а Иосиф не осмеливался прикасаться к Нему, зная, что Он происходит не от Него; он любовался, радовался на Младенца, но прикоснуться к Нему не смел.


И положила Его в хлеву. Почему в хлеву? Чтобы исполнилось пророчество Исаии пророка: «Узнает вол хозяина своего, и осел - хлев господина своего» (Ис. 1, 3). Написано в другом месте: «Людей и скот Ты спасаешь, Господи» (Пс. 35, 7). Если ты человек, то прими хлеб; если ты еще животное, то входи в этот хлев!

Так как не нашлось для них места в гостинице. Замечательно сказано - «не нашлось для них места в гостинице», ведь всё было заполнено иудейским неверием. Он не нашел места в Святом святых, которое блистало золотом, драгоценными камнями, шелком и серебром. Не родился Он среди золота и роскоши, а посреди навоза, то есть в стойле (ведь везде, где стойло, там и навоз), там, где лежали самые смрадные наши грехи. Потому Он и рождается среди навоза, чтобы поднять из навоза тех, кто находился там. Он воздвигает из навоза убогого (Пс. 112, 7). Он рождается посреди навозного места, где и Иов когда-то сидел, а потом получил венец.

Так как не нашлось для них места в гостинице. Пусть утешится всяк, кто беден! Иосиф и Мария, Матерь Господа, не имели ни слуги, ни работницы; из Галилеи, из Назарета они приходят одни; не было у них и скотины; они сами для себя и господа, и слуги. Небывалая вещь: они заходят в гостиницу, а не идут в город! Это потому, что робкая бедность не осмелилась приблизиться к богатым. Посмотрите на величие бедности: они идут в гостиницу. Не сказано, что она был на дороге, потому что была она на боковой тропинке вдали от дороги, то есть не на дороге, а вдали от дороги; не на дороге Закона, а на боковой тропинке Евангелия. И вот, они были на боковой тропинке. Нигде в другом месте не было свободного места для рождения Спасителя, кроме хлева, хлева, в котором привязана скотина и ослы.

О если б мне увидеть тот хлев, в котором лежал Господь! Сейчас как бы для того, чтобы почтить Христа, мы принесли монеты глиняного цвета (т. е. золотые) и пожертвовали монеты из серебра, но для меня ценнее то, что мы унесем! Серебро и золото достойно язычников, а для христианской веры достаточно того глиняного хлева. Тот, Кто родился в том хлеву, презирает золото и серебро. Я не осуждаю тех, кто поступил так в знак почтения (как не осуждаю и тех, кто сделал для храма золотые сосуды), а удивляюсь Господу, Который, будучи Творцом мира, рождается не среди золота и серебра, а посреди глины.

И были в той местности бодрствовавшие пастухи. Христа не находит тот, тот не бодрствует. Бодрствовать же – дело пастырей. Почему и говорит невеста: «Я сплю, а сердце мое бдит» (Песн. 5, 2). Не уснет и не задремлет Хранящий Израиля (Пс. 120, 4).

Были в той местности пастухи. Был Ирод, были священники, были фарисеи; и, пока они спали, Христос появляется в пустыне.

Бодрствовавшие пастухи, охранявшие в ночном бдении свое стадо. Они охраняли стадо, чтобы, пока они спят, не напал волк. А усердно бодрствовали они потому, что стаду угрожали дикие звери. Они словно бы бодрствовали над стадом Господним, но не могли сохранить, и поэтому молились, чтобы пришел Господь и сохранил Свое стадо.

Вот, ангел Господень встал рядом с ними. Те, кто так усердно бодрствовали, были достойны того, чтобы к ним пришел ангел.

И свет Божий окружил их, и они испугались. Человеческий страх не может видеть высшее видение; и поскольку они были напуганы, то их рана словно перевязывается повязкой и исцеляется словами: «Не бойтесь. Ведь вы не сможете услышать того, что я скажу, если не отступит страх. Родился вам сегодня Спаситель, Который есть Христос Господь, в городе Давидовом». Велико то, что будет сказано. И когда они удивлялись, явилось вместе с ангелом множество небесных воинств, прославлявших Господа и говоривших. Поскольку о рождении Господа возвестил один, то, чтобы никто не подумал, что свидетель – только один ангел, для этого восклицает все воинство и говорит: «Слава в вышних Богу, и на земле мир в людях благой воли». Если на небе каждый день бывают ливни, как же может быть слава на небе и мир на земле? Смотрите, почему так сказано. Слава на небе, то есть там, где нет никакого раздора; мир на земле, то есть там, где каждый день война. И на земле мир. В ком мир? В людях. И поскольку не имеют мира язычники, поскольку не имеют мира иудеи, поэтому добавлено: «Мир в людях благой воли», то есть в тех, кто принял родившегося Христа.

Тогда сказали пастухи: «Пойдем к Вифлеему; оставим опустевший храм и пойдем к Вифлеему, и посмотрим, что это было за слово. Поистине, не сказали сторожи: «Посмотрим на мальчика». Посмотрим, что же они сказали: «Посмотрим, что это было за слово». В начале было Слово (Ин. 1, 1), и Слово стало плотью (Ин. 1, 14).

(продолжение следует)


Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments