kimss (kimss) wrote,
kimss
kimss

Category:

Доброе утро!

Хочу поделиться со всеми одной гомилией свт. Прокла Константинопоьского, которой, кажется, нет на русском. Пишу работку по одному славянскому пс.-Златоустовскому тексту, и пришлось столкнуться с Проклом. Читаю щас все, что не попадется, пытаясь установить параллели с тем моим спурным текстом. Надо было ощутить на вкус стиль Прокла. Вот результат...

Прокл Константинопольский. Слово на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа[1].

 

Неизреченно человеколюбие Господа к нам, и многими дарованиями <оно> обогатило Его Церковь. Великий Своим замыслом и Удивительный Своими делами отменил  проклятие закона, освободил природу от древнего рукописания. На древе Он восторжествовал над тем, кто обманул посредством дерева. Притупил жало уродливой смерти. Обветшавших из-за греха обновил - не огнём, а водою. Сделал дверью трехдневный гроб. Чужих для государства израильского явил согражданами и домочадцами святых. Для тех, кто был лишён заветов обетования, предложил небесные Таинства. Тем, кто не имел надежды, даровал Духа в обручение спасения. Безбожных сделал храмами Троицы в <этом> мире (ἐν κόσμῳ). Некогда бывших далеко, - не местом, а образом <мысли>, не расстоянием, а произволением, не страной, а религиозным настроением (θρησκείᾳ), - Он сделал близкими; на Кресте сжал тех, кто убивал Его, в Своих объятиях; поистине, по слову пророка: «Кто слыхал таковое? Кто видал подобное этому?» (Ис. 66, 8) Все ангелы удивляются таинству, все силы трепещут перед чудом: ведь и Престол не оставлен, и мир спасен; и от небес не удалился, и землю освободил; и лона Отчего не обнажил, и ад раздел; и неизменным остался, и в новопросвещенных облекся; и существует как Слово, и рыбаков окрылил к богословствованию. Потому воскликнул Иоанн: «В начале было Слово, и Слово было у Бога» (Ин. 1, 1). И посмотри на эту евангельскую точность. Не говорит: «В начале произошло Слово»; проповедует не о домостроительстве, а о бытии. Ибо поскольку «происхождение» подразумевает начало бытия, то евангелист, желая усвоить Иисусу безначальность, умалчивает о «происхождении» и проповедует о «существовании». «В начале было Слово». Этого Церкви будет довольно для защиты. Однако кто научил тебя этому, Иоанн? Озеро? - Но оно не учительствует. Рыбацкая сеть? - Но она не богословствует. Зеведей? - Но ведь он простец. Родные места? - Однако деревня скудна. Соотечественники? - Но иудеи дики. Закон? - Но он всего лишь тень. Моисей? - Но он был гугнив и косноязычен. Авраам? - Тот был землей и прахом (Быт. 8, 27). Давид? - Но это червь, а не человек (Пс. 21, 7). Пророки? - Однако на них лежало покрывало закона. Как же ты смог сказать: «В начале было Слово»? Кто поднял тебя на эту высоту? Кто дал тебе такие крылья? Ты отстранился от естества, ты оставил землю, ты возвысился над воздухом; вышел из пространства (παρέβης τὸν αἰθέρα), на небеса взглянул сверху, воспарил выше ангелов, превзошел серафимов, опередил херувимов, предстал перед Царским Престолом, склонился к Царскому Лону, оперился верою, вострубил о неуразумеваемом происхождении, проповедал о безначальном существовании, сказал: «В начале было Слово». Ибо Слово было прежде всякого начала. Было, а не произошло. Бесстрастно Он был рождён, Непомышляемый, Простой, Несложный, Несказуемый, Несуетный, Безвременный, Неделимый, Нетварный, всегда Сущий, <Являющийся> всем Тем, Чем является Родивший. «И Слово было Бог», - так показал неизменность естества. «Сей был в начале у Бога», - так показал Со-вечного Отца. «Все через Него стало», - так показал, что за самобытность (αὐτεξούσιον) у твари. Все вещи произошли, в древности были сотворены.

Итак, взгляни теперь, новопросвещенный, чего ты сподобился. Узнай действенность собственным опытом. Ты был выкуплен, смотри не поработи себя вновь. Ты был выведен из подчинения, смотри опять, попавшись на приманку, не подчини себя. Ты решил заключить договор (χειρόγραφον), позаботься о процентах. Тебе был доверен талант, пекись о доходе. Ты познал брак опытно, не стань прелюбодеем кощунством. Ты был выведен на свободу, не поноси Освободителя, словно раба. Тебя одели в светлую одежду, сияй и совестью. Ты обнажился от одежды, но не оскорби Духа. Ибо пророк, проповедуя о Тайне Крещения и о безмерной Благодати Распятого, восклицал: [«Обращуся и помилую их» (Иер. 12, 15)][2]. Милости, о пророк, желает Христос, Вочеловечившийся по милости, рождением не Вошедший в девственную гавань, - Он обратится и помилует нас. Он обратился, ибо освободил от обмана. Помиловал, <ибо> на Кресте восторжествовал над общим грехом и наше одеяние греха омыл в таинственных водах крещения, в глубинах моря нашего греха. Уразумей, что это за купальня, и будешь проповедовать о благодати! Ибо крещение – глава всех благ, очищение мира, обновление естества, скорое избавление, приятное лекарство; влага, сжигающая грехи; губка, отирающая совесть; одежда, не ветшающая от времени; чрево, рождающее бесстрастно; гроб, возрождающий погребенных в нём; глубина, топящая грехи; стихия, которая есть могила для диавола; печать, которая есть стена для принимающего её; успешный ходатай перед Судиёю; источник, угашающий геенну; благодать, приводящая к Вечери Владычней; Таинство древнее и новое и изображенное при Моисее!

Христу же Богу - слава во веки веков. Аминь.



[1] Перевод по изданию: Marx B. Procliana. Münster, 1940. S. 97-99 (= Vat. gr. 1554 A f. 76 - f. 78). Озаглавлено так: «Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольского, Златоуста, слово на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, благослови отче».

[2] В рукописи этих слов нет; восстановлены по предположению издателем.

Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments